Главная » Статьи » Политика и экономика » Россия-Алжир |
«Российско-алжирское сотрудничество на рубеже столетий»
Богучарский Е.М. Российско-алжирское сотрудничество на рубеже столетий / Е.М. Богучарский // Российско- африканские отношения и образ России в Африке. Сборник научных статей. – М. : Институт Африки РАН, 2007. – C. 108-125. Е.М. Богучарский, к.и.н. РОССИЙСКО-АЛЖИРСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ С первых дней независимости Алжир стал устанавливать и развивать отношения с Советским Союзом и другими социалистическими странами. Развитию этих отношений способствовал тот факт, что алжирский народ и его руководители в период борьбы за независимость всегда чувствовали моральную и материальную поддержку со стороны Советского Союза и других государств социалистического содружества. После подписания в 1962 году Эвианских соглашений Алжир нуждался в серьезной помощи для ликвидации последствий колониализма и длительной войны, для восстановления своей экономики и развития ее на независимой основе. Первыми, кто оказал Алжиру помощь в этом деле, были Советский Союз и другие социалистические страны. В 1960-1970-е годы советско-алжирское сотрудничество успешно развивалось во всех областях – в политике, экономике, науке и культуре. Расширению и укреплению двусторонних связей способствовало избрание Алжиром курса на развитие так называемого пути социалистической ориентации. В 80-е годы неуклонно крепли государственные связи между СССР и Алжиром. В рассматриваемый период СССР продолжал оказывать Алжиру разностороннюю экономическую и техническую помощь. Российско-алжирское сотрудничество во второй половине 80-х и 90-е годы переживало серьезные трудности. Ставка СССР на постепенное «подтягивание» алжирских революционных националистов к социалистическим ценностям, как они понимались советскими идеологами, оказалась нежизнеспособной по многим объективным и субъективным причинам. «Социалистический этап» постколониального развития Алжира не состоялся. Постепенно пошел на убыль и постколониальный романтизм. Очищенный от него арабский национализм, по сути, отказался от революционных социальных преобразований. К тому же над идеей общеарабского единства окончательно одержал верх «страновой национализм». Все это(плюс целый ряд внутриполитических ошибок алжирского руководства) способствовало активизации экстремистских исламских сил в Алжире. Определенное сходство процессов в Алжире и СССР после 1989 г., как это ни парадоксально, способствовало деградации столь многосторонних и взаимно обогащающих алжиро-советских отношений, каковыми они были в 60-80-х годах. И там, и тут резко ухудшалось экономическое положение, падало производство, росли социальная напряженность, внешняя задолженность, дискредитация власти и разочарование в идеалах социализма. И там, и тут отказ от однопартийности и порыв к свободе породили не реальную демократию, хотя все клялись ее именем, а дезориентацию, растерянность, лихорадочные попытки заменить старые иллюзии новыми, не столько прагматический, сколько эмоциональный подход к решению остро обозначившихся проблем экономики, политики, идеологии. Отвергая негативный опыт прошлого, противоборствовавшие стороны политического процесса во многом его повторяли, проявляя нетерпимость, склонность к силовым решениям, признавая правила демократии и правовые нормы только как средство борьбы с противником, а не как закон, одинаковый и обязательный для всех. Однако, несмотря на крайне тяжелые условия, российско-алжирское сотрудничество продолжалось. Наши специалисты продолжали трудиться на металлургическом комбинате Эль-Хаджар, на химическом комбинате Асмидаль и плотине Зит-Эмба на востоке Алжира, на строительстве плотины Тилездит, которая была призвана обеспечить не двухразовое в неделю, а ежедневное снабжение водой столицы Алжира. В 1996-1997 гг. российская колония в Алжире даже увеличилась с 400 до 650 человек. В Алжире также оказались более 950 российских гражданок, ранее вышедших замуж за алжирцев. (Следует отметить, что эти гражданки – уроженки разных советских республик, однако когда в начале 90-х годов Советский Союз прекратил свое существование, в Алжире не было посольств новых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, поэтому практически все эти женщины и дети большинства из них получили российские паспорта и стали российскими гражданами.) И хотя объем сотрудничества и торговли был в тот период минимален, стоит помнить, что алжирская армия на 90% была оснащена советской техникой, следовательно испытывала постоянную потребность в российских инструкторах и советниках, в поддержании квалификации своих специалистов, в поставках запчастей и модернизации имевшегося вооружения По данным прессы, военное сотрудничество значительно превышало по объему прочие внешнеторговые связи России и Алжира (1). Избрание в апреле 1999 года президентом Алжира А. Бутефлики, известного политического деятеля, более шестнадцати лет в 60-70-е годы находившегося во главе Министерства иностранных дел, существенным образом повлияло как на внутриполитический, так и на внешнеполитический курс страны. Усилия А. Бутефлики и алжирской дипломатии были ориентированы на достижение внутриполитической стабилизации и гражданского согласия, на всемерное привлечение иностранного капитала в национальную экономику. А. Бутефлика придал дипломатии Алжира новый импульс, сделал ее более целенаправленной, отвечающей интересам алжирского государства. Проводимая новым президентом с первых месяцев прихода к власти политика «национального согласия» способствовала не только улучшению политического климата в стране, но и создавала имидж демократического Алжира за рубежом (2). Позитивно встреченная на Западе политика демократизации создала благоприятные условия для активизации дипломатии Алжира на международной арене. Ее действия были направлены на изоляцию алжирских исламистов, на расширение и укрепление сотрудничества с другими, прежде всего, промышленно развитыми европейскими странами, на активизацию внешней политики Алжира в целом (3). Дипломатия Алжира, в основе которой лежат известные принципы позитивного нейтралитета, неприсоединения к блокам, поддержки национально-освободительных движений в этот период характеризовалась сбалансированностью и прагматизмом и была направлена на постепенное восстановление роли АНДР как одного из центров притяжения в третьем мире. Следует отметить, что, несмотря на все перипетии, алжирская дипломатия твердо придерживалась в своей деятельности принципов равенства, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Повышению международного авторитета Алжира способствовала, наряду с успешным проведением в Алжире 35-го саммита ОАЕ, организация в АНДР очередной встречи министров внутренних дел западного Средиземноморья (июнь 1999 г.) и международной алжирской ярмарки (октябрь 1999 г.), участие А. Бутефлики в ряде международных экономических форумов, его поездки в Нью-Йорк, Париж и Рим, визиты в Алжир высокопоставленных иностранных делегаций. С момента прихода к власти в 1999 г. президент А. Бутефлика прилагал значительные усилия не только по возвращению Алжира на международную арену, но и по развитию двусторонних отношений с главными своими партнерами. Сохраняя приоритетным направлением внешней политики курс на сотрудничество с Западом, Алжир в то же время проявляет заинтересованность в восстановлении связей со своими «традиционными» партнерами и, прежде всего, Россией, что связано с соображениями прагматического характера, в частности, со стремлением уменьшить зависимость от опеки Запада. Россия, в свою очередь, также имеет в Алжире свои политические и экономические интересы, в частности, необходимость возвращения алжирского долга, составляющего 4,7 млрд долларов(4), поэтому после довольно длительного перерыва, вызванного сложной внутриполитической ситуацией в Алжире, российско-алжирские связи также начали активизироваться. Были проведены российско-алжирские бизнес-форумы (1-й – в мае 1998 года в Алжире, 2-й – в марте 1999 года в Москве), продолжался обмен различными делегациями, российские организации участвовали в тендерах на строительство новых объектов. Определенное развитие отношений наблюдалось в области культуры, науки и образования. Впервые за последние годы в 1999 году в Алжире побывал известный художественный коллектив – Ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова. В январе 2000 года в Алжире находилась большая группа московских артистов и официальная делегация правительства Москвы для участия в праздничных манифестациях, посвященных 1000-летию основания столицы АНДР. Новое качественное значение приобрели политические контакты И 1998-2000 гг. происходил обмен правительственными и парламентскими делегациями; в частности, в сентябре 1999 г. состоялся официальный визит в Россию Председателя Национального народного собрания (нижняя палата парламента) Алжира А. Бенсалаха, а в марте 2000 г. в Алжире с ответным визитом побывали российские парламентарии во главе с Председателем Госдумы ФС РФ Г. Селезневым. В ходе этих и других официальных контактов алжирцы выражали готовность углублять двусторонний политический диалог и восстанавливать регулярные контакты на высоком политическом уровне. Состоялось подписание Протокола о политических консультациях, была достигнута договоренность о расширении межпарламентских связей и подписано Соглашение о сотрудничестве между Государственной Думой России и Национальным народным собранием Алжира (ННС), было решено создать парламентские группы дружбы в Госдуме и ННС. Характерно, что первое письменное послание нового главы российского государства В. Путина руководителям арабских стран было отправлено именно президенту Алжира А. Бутефлике. В октябре 2000 года министр иностранных дел России И. Иванов совершил официальный визит в Алжир. Это был первый визит российского министра иностранных дел за весь период российско-алжирских отношений. Во время пребывания И. Иванова в Алжире он был принят президентом А. Бутефликой, имел встречи с другими ведущими алжирскими руководителями, в ходе бесед с которыми были обсуждены вопросы двустороннего сотрудничества в. самых различных областях. И. Иванов передал президенту А. Бутефлике личное послание президента Российской Федерации В. Путина. В послании подтверждалось стремление российской стороны вывести отношения с Алжиром на более высокий уровень, отвечающий потребностям нынешнего-этапа развития двух стран. Президент Алжира, в свою очередь, подтвердил готовность руководства своей страны к наращиванию связей с Россией, которую в Алжире рассматривают как одного из приоритетных партнеров. В конце 2000 года Россию посетил начальник Генерального штаба алжирской армии генерал Мухаммед Ламари. Его переговоры в Москве подтвердили намерения алжирцев сохранять и развивать военное сотрудничество с нашей страной. Объективным результатом потепления в отношениях между Россией и Алжиром, наметившегося в эти годы, явился официальный визит президента Алжира А. Бутефлики в Россию в начале апреля 2001 года. Его встречи и беседы с президентом В. Путиным, другими российскими руководителями, с представителями деловых кругов России подтвердили, что в Алжире рассматривают Россию в качестве одного из приоритетных партнеров. В ходе своего пребывания в России А. Бутефлика неоднократно заявлял о желании алжирского руководства наращивать связи с Россией на долговременной основе, опираясь при этом на накопленный внушительный опыт сотрудничества в различных областях. Он выражал уверенность, что конструктивный вклад Алжира в международные дела будет возрастать, а роль России как одного из влиятельных полюсов многополярного мира неуклонно укрепляться (5). Важным итогом визита А. Бутефлики в Россию явилось подписание совместной Декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Алжиром. Речь идет об укреплении и развитии сотрудничества между двумя государствами в политической, торгово-экономической, военной, научной и культурной областях. Алжир был первой арабской страной, с которой новая Россия подписала соглашение о стратегическом партнерстве. Подписание Декларации явилось подтверждением готовности сторон вывести отношения на более высокий уровень, отвечающий потребностям нынешнего этапа развития обеих стран и задаче укрепления взаимодействия участников мирового сообщества в деле поиска оптимальных ответов на вызовы современности, в числе которых – конфликты в Африке. В ходе пребывания А. Бутефлики в Москве в апреле 2001 года было подписанию межправительственное соглашение о культурном и научном сотрудничестве, предусматривающее расширение связей в сфере музыки, театра, изобразительного искусства, народного творчества, ох.-раны и реставрации памятников, библиотечного и музейного дела, а также обмен студентами, научными работниками и преподавателями. Визит алжирского президента в Россию дал толчок развитию двустороннего сотрудничества на всех уровнях. Прежде всего, продолжились контакты между главами государств. 24 сентября 2003 г. в Нью-Йорке состоялась встреча В.В. Путина и А. Бутефлики. Президент АНДР присутствовал в качестве гостя на саммитах «большой восьмерки», в частности, в Си-Айленде в июле 2004 г. и Глениглсе в июле 2005 г., где также прошли встречи В.В. Путина и А. Бутефлики в двустороннем формате. 20 июня 2005 г. состоялся телефонный разговор Президента Российской Федерации В.В. Путина с Президентом АНДР А. Бутефликой, в ходе которого были обсуждены практические вопросы двустороннего сотрудничества, а также перспективные планы российско-алжирских контактов на различных уровнях, включая высший. Продолжался межпарламентский диалог. 29-30 марта 2005 г. Алжир с официальным визитом посетил Председатель Совета Федерации ФС РФ СМ. Миронов. 7 сентября 2005 г. Председатель Государственной Думы ФС РФ Б.В. Грызлов встретился с Председателем ННС АНДР А. Саадани в рамках второй Всемирной конференции председателей парламентов в Нью-Йорке. Поддерживались довольно тесные контакты по линии министерств иностранных дел. 23 апреля 2003 г. состоялся рабочий визит в Москву министра иностранных дел АНДР. 23 ноября 2005 года Алжир в рамках рабочей поездки по странам Магриба посетил Министр иностранных дел Российской Федерации СВ. Лавров. Министры иностранных дел контактируют на сессиях ГА ООН в Нью-Йорке. Проводятся консультации по проблематике новых вызовов и угроз. 21 декабря 2005 г., в частности, в Алжире состоялось первое заседание российско-алжирской Рабочей группы по вопросам борьбы с международным терроризмом. 22-24 марта 2005 г. в Алжире находился заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.В. Салтанов, принявший, по приглашению АНДР как председателя форума, участие в работе общеарабского саммита в качестве наблюдателя от России. 14-16 октября 2003 г. Алжир для проведения консультаций по проблематике новых вызовов и угроз посетил заместитель министра иностранных дел РФ. Двусторонние консультации по этой тематике были продолжены 30 мая – 2 июня 2004 г. в ходе рабочего визита в Москву советника Президента АНДР по вопросам безопасности. 21 декабря 2005 г. в Алжире состоялось первое заседание российско-алжирском Рабочей группы по вопросам борьбы с международным терроризмом с участием Спецпредставителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью А.Е. Сафоновым. Российско-алжирское взаимодействие является сегодня важным фактором стабильности в регионе. Политическое взаимодействие с самого начала было составной частью наших отношений. Важным фактором является возможность на регулярной основе обмениваться мнениями с алжирцами но такой актуальной проблематике, как формирование справедливого мирового порядка и обеспечение стратегической стабильности, повышение роли ООН в мировых делах, ближневосточное урегулирование и нормализация обстановки в Ираке, безопасность и сотрудничество в Средиземноморье, положение дел на Африканском континенте. Международные вопросы являлись важной составной частью контактов Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации И.С. Иванова с алжирским руководством, последний из которых состоялся 21 января 2006 г. Россия заинтересована в продолжении координации по всем вопросам, представляющим взаимный интерес. Мы готовы к тесному взаимодействию и в многостороннем формате, в частности, по линии «восьмерки». Россия поддерживает инициативы, направленные на оказание содействия странам Африки и Ближнего Востока, естественно, не вмешиваясь в их внутренние дела, поощряя их собственные усилия и начинания. Она активно это делала, находясь на посту председателя «Группы восьми». Имеется в виду обеспечение в период председательства в «восьмерке» России в 2006 году преемственности ее деятельности на африканском направлении. Алжир входит в тройку ведущих торговых партнеров России в Африке (наряду с Марокко и Египтом). В 2004 г. объем товарооборота составил 342,376 млн долл. (в 2002 г. – 175 млн долл. США, в 2003 г. – 321 млн долл. США). За 9 месяцев 2005 г. объем взаимной торговли составил 294,1 млн долл. США (увеличился на 19% по сравнению с аналогичным уровнем предыдущего года), в том числе экспорт из России в Алжир – 291,5 млн долл. США, импорт – 2,6 млн долл. США. Втрое по сравнению с 2004 г. возросли объемы поставок российского зерна (520 тыс. т на 84 млн долл. США), остальная часть номенклатуры сохранилась на прежнем уровне. Вместе с тем, на протяжении последних лет доля России во внешней торговле Алжира составляет всего порядка 0,5-1 %6, причем российский экспорт в АНДР формируется, главным образом, за счет поставок по линии ВТС. Помимо этого Алжир закупает машины, сельскохозяйственное и промышленное оборудование, запасные части к авто- и авиатехнике, металлопрокат, пиломатериалы, удобрения и продукты питания. Примером успешного развития российско-алжирских торговых отношений может служить деятельность на рынке АНДР ОАО «Трубная металлургическая компания», которая осуществляет поставки трубной продукции на рынок Алжира. Профильное сотрудничество с рядом алжирских компаний началось в 2001 г. За четыре года объем экспорта этой продукции в Алжир превысил 58 тыс. т труб на общую сумму свыше 29 млн долл. США и продолжает набирать обороты. Российские агропромышленные компании активно заинтересованы в экспорте своей продукции в Алжир. Так, Минсельхоз России ходатайствовал в связи с обращением Российского Зернового Союза о представлении алжирской стороне аграрно-инвестиционной компании АГРИКО в качестве поставщика зерновых и другой сельскохозяйственной продукции. Российское участие в экономически значимых хозяйственных проектах Алжира касается, прежде всего, ирригации, металлургической и нефтегазовой отраслей. В нефтегазовой сфере консорциум ОАО «Стройтрансгаз» и ОАО «НК «Роснефть» ведут изыскательские работы по коммерческому обоснованию обнаруженной на блоке 245-Юг нефти. ОАО «Стройтрансгаз» приступил к техобоснованию строительства газопровода Сугер-Хаджерет Эннус протяженностью 273 км (общая сумма контракта по выигранному им в июне 2005 г. тендеру – 226,6 млн долл. США). ЗАО МГНК «СоюзНефтеГаз» и ООО «ОМК-Сталь» участвуют в тендерах по линии алжирской государственной нефтегазовой компании «Сонатрак». В ноябре 2005 г. в Алжире находилась делегация представителей компаний, входящих в состав Союза нефтегазопромышленников России. 28-29 января 2006 г. Алжир посетила делегация ОАО «Газпром» во главе с заместителем Председателя Правления А.И. Медведевым. В ходе переговоров стороны условились ускоренными темпами установить тесные связи в области газа, разработать конкретные модальности взаимовыгодной координации действий на глобальном энергетическом рынке, прежде всего европейском, а также на североамериканском, азиатском и африканском направлениях. ОАО «Зарубежводстрой» выиграло тендер на строительство обводного канала Джер (30 млн долл. США), представило свои соображения по плотине Ксир и другим гидротехническим сооружениям. ФГУП «ВО «Техноиромэкспорт» реализует контракты на поставку оборудования для ТЭС «Жижель». ФГУП «ВО «Тяжпромэкспорт» и ОАО «Российские железные дороги» участвуют в тендерах, соответственно, на сооружение элеваторов и строительство в Алжире новых железнодорожных линий. В конце апреля 2004 г. было подписано рамочное соглашение между российской компанией «Аболмед» и алжирским фармацевтическим монополистом – группой «Сайдал» на поставки из России антибиотиков нового поколения на сумму 15 млн долл. США. Планируется создать в Алжире совместное производство антибиотиков на базе новосибирского завода «Аболмед», продукция которого будет поставляться в ряд африканских стран. В рамках созданных ОАО «Стройтрансгаз», ЗАО «Зарубежнефте-газ» и ОАО «ЛУКОЙЛ» «Оверсиз Холдинг Лтд.» с компанией «Сонат-рак» совместных рабочих групп изучаются возможности взаимной координации при разработке нефтяных и газовых месторождений, реализации других проектов в Алжире, России и на территории третьих стран. К перспективным объектам двустороннего сотрудничества алжирцы относят строительство крупного газопровода Хасси Р'Мель-Арзев и наземной части газопровода «Медгаз» (Оран-Альмерия в Испании; с его планируемым вводом в строй к 2008 г. Испания практически покроет свои потребности в газе); сооружение 5 современных нефтеналивных терминалов в Арзеве, Скикде и Беджайе, электростанций мощностью 1200 и 400 мегаватт в Типазе и Медеа, нефтеперегонного завода в Скикде, а также газопроводов Алжир – Сардиния – Италия и Нигерия –Алжир. 7-8 октября 2005 г в Москве состоялось первое заседание Смешанной межправительственной российско-алжирской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (СМПК). В подписанном по его итогам Протоколе намечены основные направления наращивания двустороннего сотрудничества. В ходе первого заседания СМПК достигнута договоренность о создании российско-алжирского Делового Совета. Первая встреча его российской части прошла в январе 2006 г. В ходе первого заседания СМПК представители Алжирского космического агентства подтвердили заинтересованность алжирской стороны в дальнейшем развитии сотрудничества в космической области с Россией. Алжирская сторона также передала проект соответствующего межправительственного соглашения о сотрудничестве в области мирного космоса и впоследствии внесла в него некоторые коррективы с учетом высказанных российской стороной замечаний. Этот проект находится в стадии согласования. Второе заседание СМПК было проведено в АНДР в конце 2006 г. Важным событием в двустороннем российско-алжирском сотрудничестве явился первый в истории отношений между Россией и Алжиром визит российского президента в эту страну, состоявшийся в марте 2006 г. Тот факт, что президент России избрал Алжир для своего первого посещения Северной Африки было воспринято в самых различных кругах алжирского общества не просто как проявление дружественных симпатий к алжирскому народу и подтверждение высокого уровня отношений между двумя странами, но и как признание роли, которую играет Алжир на Африканском континенте, в арабском мире и среди развивающихся государств. «Этот визит, – подчеркивала алжирский официоз газета «Элъ-Муджахид», — является подтверждением высокого уровня отношений между двумя странами, которые связаны узами дружбы на протяжении долгих лет», и «это несмотря на различные превратности истории», пережитые нашими странами (7). В ходе состоявшегося визита в центре внимания руководителей двух стран находились вопросы приоритетных направлений политического диалога и взаимодействия. Особое значение придавалось рассмотрению обстановки, складывающейся на Ближнем Востоке. Обсуждались перспективы дальнейших шагов с целью достижения всеобъемлющего и справедливого мира в регионе в соответствии с общепризнанной между-народно-правовой базой, прежде всего, резолюциями ООН и разработанным «четверкой» международных посредников планом урегулирования «дорожная карта». Рассматривались и другие злободневные для Ближнего Востока вопросы, где все столь взаимозависимо. Среди них – ситуация вокруг Сирии и Ливана, положение в Ираке, осуществление инициативы партнерства «Группы восьми» с регионом Ближнего Востока и Северной Африки. Важной составляющей российско-алжирского диалога являлся также обмен мнениями по таким актуальным вопросам, как формирование справедливого, равноправного и демократического мироустройства, осн нованного на строгом соблюдении норм и принципов международного права и Устам ООН, укрепление мира и безопасности в Средиземноморье, достижение приемлемого для сторон политического решения проблемы Западной Сахары под эгидой ООН, урегулирование конфликтов на Африканском континенте. Россия намерена продолжать активно участвовать в согласованных шагах мирового сообщества по оказанию комплексного содействия Африке в преодолении стоящих перед ней острых проблем. Большое внимание президенты уделили, вполне естественно, практическим вопросам двустороннего сотрудничества, а также перспективным планам российско-алжирских контактов на различных уровнях, включая высший. Еще раз был подтвержден высокий уровень и статус наших отношений как в политической, так и в экономической и военно-технической сферах. Подчеркивалась важность укрепления связей в области культуры, по линии молодежи и спорта, не говоря уже о такой традиционной сфере двустороннего взаимодействия, как образование. Обсуждая вопросы экономического сотрудничества в ходе визита В.В. Путина в Алжир, стороны договорились расширить взаимодействие в области машиностроения, энергетики, инфраструктуры и транспорта. Важным итогом визита главы российского государства в Алжир стало урегулирование проблемы алжирской задолженности перед РФ, С обеих сторон были сделаны шаги навстречу друг другу. В обмен на списание алжирского долга на сумму $4,7 млрд подтверждены контракты на поставку российского оружия на сумму $7,5 млрд, а с учетом опционов -свыше $10 млрд В сумму $7,5 млрд входит, по заявлению гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова, контракт на поставку 34 истребителей МиГ-29 СМТ, 28 истребителей Су-30 МКИ, 14 учебно-боевых самолетов Як-130 (на общую сумму в $3,5 млрд); при этом 36 МиГ-29 ранних модификаций будут возвращены России и проданы в третьих странах. Достигнуты соглашения о поставке 300 танков Т-90С ($1 млрд), восьми дивизионов зенитно-ракетных систем С-300 ПМУ-2 ($1 млрд), 30 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Тунгуска» (до $0,5 млрд), модернизации 250 танков Т-72 (свыше $200 млн), а также поставках противотанковых ракет «Метис» и «Корнет», ремонте кораблей ВМС Алжира. Продажа оружия для России выгоднее выплаты Алжиром своего долга, отмечают эксперты (8). В ходе визита были подписаны следующие четыре документа: Соглашение между правительствами двух стран о торгово-экономических и финансовых отношениях и об урегулировании задолженности Алжирской Народной Демократической Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам, Конвенция об избежании двойного налогообложения, Межправительственное соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Торгово-промышленной палатой Алжирской Народной Демократической Республики. В связи с подписанием вышеназванных соглаше ний и фактически окончательным закрытием проблемы задолженности на первый план стали выдвигаться вопросы чрезвычайно важного и перспективного стратегического партнерства между нашими странами в энергетической области. В ходе российско-алжирских контактов в последние два-три года речь шла о двустороннем сотрудничестве в вопросах разведки и добычи углеводородов на территориях АНДР и России, производства и сбыта сжиженного природного газа, сбыта и распределения газа, в том числе в странах ЕС. Об этом свидетельствует, в частности, подписание в 2006 г. российскими 8 Ведомости, 13.03.06. компаниями «Газпром», «ЛУКОЙЛ» и алжирской «СОНАТРАК» соглашения о взаимодействии в геологоразведке, добыче и переработке нефти9. Алжирцы (руководство «СОНАТРАК») предложили подумать об организации российско-алжирского энергетического форума (в Москве или Алжире) с широким привлечением всех заинтересованных компаний. Следует признать, что шаги, предпринимаемые в этом направлении Алжиром и Россией, обладающими колоссальным энергетическим потенциалом, вызвали бурю негодования со стороны противников этого сближения как внутри Алжира, так и, прежде всего, на Западе, где как никогда остро стоят проблемы энергоресурсов, их поставок в Европу, энергетической безопасности. Эти силы стремятся склонить Анжир к отказу от линии на энергетическое партнерство с Россией. Подводя итоги переговорам с Бутефликой, Путин заявил, что удалось договориться об урегулировании кредитной проблемы и наметить перспективные формы взаимодействия. «Мы очень много говорили о сотрудничестве в экономической сфере. Мы договорились об урегулировании кредитного взаимодействия и финансовых проблем, наметили очень перспективные формы нашего взаимодействия», – отметил российский лидер10. «Несомненно, визит В.В. Путина, – заявил А. Бутеф-лика на приеме в честь российского президента 10 марта 2006 г., – имеет большую важность, так как он позволит совершить качественный скачок в наших отношениях и придать им новый импульс в рамках стратегического партнерства, которое мы установили вместе, во время моего визита к вам в апреле 2001 года»(11). Анализ развития двусторонних советско-алжирских и российско-алжирских отношений показывает взаимную заинтересованность Алжира и России в развитии и укреплении всестороннего сотрудничества между нашими странами. Не только все правительства и правители независимого Алжира, но и многие деятели оппозиции, в частности, вождь ИФС Аббаси Мадани, всегда высказывались за развитие и укрепление двусторонних связей. Каким бы ни был исход нынешней борьбы в Алжире, любая власть в этой стране, руководствующаяся национальными интересами, будет объективно стремиться к налаживанию взаимодействия с Россией. Это определяется долгой историей наших отношений, наработанным потенциалом нашего экономического, культурного и военного сотрудничества, географией, исключающей какую-либо почву для территориальных или иных претензий и опасений, заинтересованностью Алжира в опоре на великую державу, не имеющую гегемонистских замыслов или колониальных поползновений в регионе Средиземноморья. Для России Алжир является, прежде всего, традиционным политическим и экономическим партнером, завоевавшим значительный международный авторитет как один из лидеров развивающихся стран, Африканского Союза, а также ряда других региональных организаций. Расширение и упрочение связей России с Алжиром будет способствовать восстановлению ее исторического влияния в арабских странах, особенно – имеющих богатый опыт сотрудничества с нашей страной, и обеспечивать ей достижение глобальных целей, о чем говорится в Концепции Внешней Политики РФ, которая была утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 28 июня 2000 года: «Рассматривая Большое Средиземноморье как связующий узел таких регионов, как Ближний Восток, Черноморский регион, Кавказ, бассейн Каспийского моря, Россия намерена проводить целенаправленный курс на превращение его в зону мира, стабильности и добрососедства, что будет способствовать продвижению российских экономических интересов, в том числе, в вопросе выбора маршрутов прохождения важных потоков энергоносителей» (12). 12-14 апреля 2006 г. в Москве находился с рабочим визитом Государственный министр, Министр иностранных дел Алжирской Народной Демократической Республики Мохамед Беджауи. В ходе встреч и бесед, которые он имел с Председателем Правительства России М.Е. Фрадковым, секретарем Совета Безопасности РФ И.С. Ивановым и Министром иностранных дел Российской Федерации СВ. Лавровым, особое внимание было уделено состоянию и перспективам дальнейшего развития российско-алжирских отношений, ходу реализации договоренностей, достигнутых в марте 2006 года на переговорах в Алжире Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента АНДР А. Бутефлики. Подтвержден обоюдный настрой на развитие сотрудничества в различных областях и углубление доверительного политического диалога между Россией и Алжиром в соответствии с подписанной в апреле 2001 г. двусторонней Декларацией о стратегическом партнерстве. «За 45 лет дипломатических отношений между нашей страной и Алжиром, – заявил С.В. Лавров, отвечая на вопросы СМИ по итогам переговоров с М. Беджауи, – они прошли проверку временем и сейчас представляют собой отношения стратегического партнерства в политической, торгово-экономической, энергетической и других сферах. Мы наметили шаги по их дальнейшему развитию, прежде всего, с точки зрения диверсификации номенклатуры взаимной торговли, расширения прямых контактов между деловыми кругами двух стран, укрепления договорно-правовой базы сотрудничества. Рассчитываем, что по этим вопросам будут приняты дополнительные конкретные решения в ходе предстоящего визита в Алжир премьер-министра России М.Е. Фрадкова». «На международной арене Россия и Алжир выступают, – подчеркнул министр, – со сходных позиций, весьма близких, совпадающих, суть которых – в необходимости опираться на международное право и центральную роль ООН, добиваться поиска баланса интересов при урегулировании любых проблем, будь то Ближний Восток, Ирак, иранская ядерная программа, ситуация вокруг любого другого конфликта, включая западно-сахарское урегулирование» (13). Министр выразил уверенность, что состоявшиеся переговоры позволят конкретизировать российско-алжирское стратегическое партнерство и более эффективно действовать как в сфере развития двусторонних отношений, так и на международной арене. 1 Известия. 20-21.06.1997. 2 Бутефлика А. Выступление на встрече с представителями деловых кругов Российской Федерации. М., 2001. 3 Вестник ИТАР ТАСС, 20.12.1995. 4 NEWSru.com, 11.03.06. 5 Выступление А. Бутефлики на встрече с представителями деловых кругов Российской Федерации (апрель 2001); «El modjahid», 01.04-07.04.2001; «Аш-Шааб», 01.04-07.04.2001. 6 www.presideiit.ru, 10.03.06. 7 El Moudjahid, 10.03.06. 8 Ведомости, 13.03.06. 9 www.utro.ru/ news/2007/01/20/618653.shtml 10 NEWSru.com, 11.03.06. 11 EI Watan, 11.03.06. 12 Концепции Внешней Политики РФ 2000 г. (Официальный сайт министерства иностранных дел, раздел Основополагающие документы по внутренней и внешней политике России). 13 www.mid.ru 13.04.2007. Источник: http://www.mgimo.ru/files/31657/31657.pdf | |
Просмотров: 4390 | | |
Всего комментариев: 0 | |